МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
СПО «АССОЛЬ»
2007 год
Цель смены: обеспечение спортивно – оздоровительного, познавательного, интересного и содержательного отдыха.
Задачи смены:
• выявление и развитие творческого потенциала детей;
• повышение интеллектуального уровня ребят в игровой форме;
• воспитание положительного отношения к труду;
• предоставление возможности для самореализации ребят;
• зарядить детей положительной энергией.
Словарь смены:
Лагерь – телевизионная башня Останкино;
Директор – директор Останкино;
Отряд – какой – либо телевизионный канал;
Вожатый – главный экономист этого канала;
Командир отряда – продюсер;
Остальные дети – журналисты, репортеры, ведущие различных программ;
Дискотека – корпоративная вечеринка;
Родительский день – понаехали тут всякие;
Банный день – генеральная уборка.
Главная идея смены:
Всем известно, что телевизионная башня Останкино – центр всех каналов, которые мы можем увидеть, включив телевизор. Каких только каналов нет: музыкальные, спортивные, исторические, научно – познавательные и другие. С каждым днем появляется все больше и больше каналов.
Совсем недавно генеральный директор Останкино решил провести эксперимент: а что если дети попробуют сделать свой канал, такой, какой они сами захотят? Он обратился к администрации лагеря с просьбой помочь ему.
Итак, каждый отряд будет представлять какой – либо канал. Но, как известно, телевизионный канал – это группа специалистов, в которой есть продюсеры, режиссеры, экономисты, телеведущие, репортеры и многие другие. Всех их объединяет одна цель – сделать свой канал более интересным, ярким, популярным и любимым зрителями, и в конце года завоевать международную премию – Золотую Ленточку.
В наших детских телевизионных каналах, также должна работать единая и слаженная команда, только тогда ребят ожидает успех. Почти каждый день в лагере будут проходить различные конкурсы, прогрммы на ту или иную тематику, игры и соревнования между каналами. Ребята сами будут устраивать митинги и пиар – компании, брать интервью из первых уст и выпускать газеты. И все это для того чтобы к концу смены зарекомендовать себя, завоевать сердца зрителей и получить наивысшую награду – Золотую Ленточку. А для того, чтобы еше больше поднять интерес у ребят к достижении цели, главные экономисты Останкино придумали специальные поощрения – деньги Звезденьки. Выигрывая в общелагерных мероприятиях, отряды зарабатывают Звезденьки, которые идут в отрядную кассу.
На эти деньги отряд может купить:
• Поход с вожатым и физруком на 3 часа за территорию лагеря с гитарой, костром и печеной картошкой - 25 Звезденек;
• Тот же поход, но уже без картошки (на случай если у отряда денег не хватает, а в поход все таки хочется) – 15 Звезденек;
• Плавание всего отряда в бассейне во время сон – часа – 25 Звезденек;
• Заказ большого сладкого пирога в столовой - 20 Звезденек;
• Продлить дискотеку на 30 мин – 10 Звезденек;
• Продлить дискотеку в Королевскую ночь на 30 мин – 35 Звезденек;
• Отменить зарядку у своего отряда – 15 Звезденек и т.д.
Этот перечень услуг будет висеть в столовой.
Отряд может и сам заработать отрядные деньги:
• Убрать от мусора всю территорию лагеря – 20 Звезденек;
• Устроить другому отряду концерт ко Дню Именинника – 25 Звезденек;
• Провести утреннюю зарядку для всего лагеря – 15 Звезденек и т.д.
Отряд может разориться. Деньги снимаются, если:
• Не убрана своя территория – 15 Звезденек;
• Не прибрано в палатах – 20 Звезденек;
• Отряд не участвует в общелагерном мероприятии – 25 Звезденек;
• Опоздание / не явка на зарядку – 10 Звезденек;
• Штрафы (плохое поведение где – либо) – от 5 до 15 Звезденек.
В столовой будет висеть общелагерный рейтинг или так называемое «экономическое соревнование», где будут учитываться только Звезденьки, заработанные или выигранные отрядом и Звезденьки, которые будут вычитаться за штрафы отряда. Рейтинг будет обновляться каждые пять дней.
Например:
Участвуя во внутриотрядных мероприятиях, ребята также будут зарабатывать Звезденьки, но уже в свой собственный карман. В каждом отряде будет также висеть рейтинг заработанных Звезденек.
Отрядные Звезденьки размером больше индивидуальных.
TV – МАНИЯ
Форма: концерт открытия смены.
Цель: сплотить отряд в первые дни проживания в лагере.
Краткое описание:
Проводится концерт, посвященный открытию смены. Ребята должны сделать презентацию своего TV – канала, рассказать или показать как он образовался. У каждого канала должен быть свой отличительный знак, который должны носить все представители канала.
Курсы молодых профессионалов
Форма: вертушка
Цель: создать у ребят хорошее настроение на весь день, выявить лидеров в отряде.
Краткое описание:
Как известно, отряд – это какой – нибудь телевизионный канал (реальный или вымышленный). Сотрудники канала должны быть готовы ко всяким чрезвычайным ситуациям, и они должны уметь быстро искать выход из той или иной ситуации.
После завтрака все отряды собираются на линейке, им дают маршрутные листы и по сигналу все разбегаются на свои станции.
СТАНЦИИ:
1. «Экстремальное интервью» - перед ними сидит старик, которому сегодня исполнилось 100 лет и он плохо, непонятно и односложно говорит. Задача отряда взять у него интервью, а затем написать его и прочитать, чтоб это было всем интересно.
2. «Говорливый ведущий» - как известно, ведущие должны уметь быстро и без запинки говорить. Отряд выбирает одного человека, который будет играть роль ведущего. Ему дается задание за определенное время прочитать как модно больше слов.
3. «Комментатор» - двое вожатых играют в футбол, отряд выбирает одного человека, кто будет комментировать его. Оценивается оригинальность и умение доносить информацию до слушателей.
4. «Вопрос – ответ» - ребятам задаются вопросы про телевизионные передачи, ток – шоу, программы, на которые они должны дать как можно больше правильных ответов.
5. «Стоп кадр» - представьте, что вы снимаете фильм: на площадке находятся актеры, звукорежиссеры, видеооператоры, фотографы, постановщики. Вдруг всем сказали стоп кадр, и вы должны замереть. Отряд должен придумать такую статую, чтобы можно было угадать кто какую роль играет и какой фильм они снимают.
Великое наводнение
Форма: игра – стратегия
Цель: сплотить ребят, познакомить детей всего лагеря между собой, выявить лидеров в каждом отряде.
Задачи: создать у ребят хорошее настроение.
Описание игры:
Утром на линейке всем каналам сообщается, что на Центр Останкино ночью обрушился шквал воды и вся так называемая суша, превратилась в море. Лишь здания Центра (корпуса столовая, мед.пункт и т.д.) остались на поверхности и стали отдельными островами. Поэтому каждому каналу чтобы не утонуть срочно нужно судно. В качестве судна раздаются веревки, по одной на отряд, за которую они должны держаться, пока находятся в «море». Лишь на островах можно ходить без веревки. Вместо веревки можно взять скакалки и связать их для нужной длины.
Помимо этого, каждому отряду выдается набор из кусочков разных карт (в этих многочисленных кусочках присутствуют частицы как своей карты, так и других отрядов). Задача каждой команды: собрать свою карту (принадлежность разных кусочков к одной карте указывают одним цветом). На карте указывается местонахождение клада – Звезденек.
Сложность игры состоит в следующем:
• Во – первых, игра длится весь день и только к вечеру отряд сможет собрать карту и найти клад.
• Во – вторых, эта игра на скорость, т.е. чья команда быстрее найдет свой клад, тем больше денег там будет лежать.
• В третьих, командам нельзя просто обмениваться кусочками карты – они должны выкупать их анекдотами, песнями, танцами, сценками или работой (дежурство в столовой, уборка территории), при этом они все должны держаться за веревку. Задания для выкупа указаны на обороте кусочка. За выполнением задания следят вожатые.
• В четвертых, все игроки команды должны принимать активное участие в выкупе кусочков. Если ребята участвуют не вместе или кто - то отцепился от веревки, то команду штрафуют – назначают дополнительное задание.
Примечание: на каждой карте нарисованы разные маршруты, но все они приводят к одному и тому же месту. Там команды ждет старший вожатый, который определяет, какая команда пришла первой.
Вечером на линейке подводятся итоги, а также сообщается что вода «ушла».
«Ну, очень – очень страшное кино»
Форма: тематический день ужасов
Цель: развить творческий потенциал детей, создать у ребят хорошее настроение.
Краткое описание:
Начало проводится на линейке. Дети приходят уже в костюмах, накрашенные. Каждому отряду дается заранее задание – придумать общий образ, выбрать фильм ужасов, который отряд будет обыгрывать (дети – герои фильма).
1. Задание (на линейке)
Показать сценку из своего фильма.
Затем всем одновременно выдаются маршрутные листы.
2. «Загадка Смерти»
На этапе стоит Смерть с косой и рассказывает историю в лицах. Отряд должен угадать было ли это на самом деле или придумано.
3. «Танец с провидениями»
Дети заходят в холл. Из разных дверей выбегает несколько привидений (в простынях), кружат вокруг и предлагают с ними потанцевать.
4. «Страшилки»
Нужно напугать ребенка (роль ребенка играет вожатый). Отряд рассказывает страшную историю. Следующий отряд успокаивает ребенка.
5. «Заморочки от Лешего»
В лесу полоса препятствий. Если жарко – ведро с водой, которое опрокидывается на детей сверху, проползти через паутину и т.д.
6. «Кто больше крови выпьет»
На этой станции участвуют два отряда. Дети носят «кровь» (воду, окрашенную в красный цвет) в ладонях из одного ведра в другое.
7. «Темная комната»
Проводится в темном помещении. Нужно напугать следующий отряд (страшный смех, крики, вопли, резкие выпрыгивания)
День заканчивается костюмированной дискотекой, где подводятся итоги, проходят награждения.
Примечания:
1. В лесу из кустов вылезает всякая нечисть лесная у которой руки в краске. Нечисть пачкает руки и лица детей и кричит.
2. На деревьях можно написать призывы о помощи: «Спасите, помогите» и т.д., развесить клочки одежды.
3. В лесу можно сделать яму, прикрытую ветками, куда падают дети (внизу должны быть постелены подушки или матрасы).
Минута Славы
Форма: развлекательный конкурс
Цель: предоставить ребятам возможность для самореализации, выявить талантливых детей.
Краткое описание:
Ребята заранее готовятся к этому конкурсу. Может участвовать несколько человек от отряда. На сцене ребятам будет дана только минута, чтобы они показали свой талант. Жюри оценивает и выбирает лучших.
TV – против курения
Форма: митинг
Задачи: повысить стремление детей к здоровому образу жизни, рассказать детям о вреде курения и алкоголизма
Краткое описание:
Ребятам дается задание: к вечеру каждый канал должен представить мини сценку о вреде курения и алкоголизма. Придумать лозунги, кричалки, плакаты. Также ребята должны придумать фигуру, символизирующую здоровый образ жизни.
Митинг проводится на улице. Все начинается с того, что все отряды дружно идут на стадион, кричат лозунги и несут плакаты. Далее все отряды становятся по кругу и изображают какую – либо фигуру. В фигуре должен участвовать весь отряд, а один человек – ведущий – должен рассказать что символизирует фигура. Далее отряды по очереди показывают сценки о вреде курения и алкоголизма.
Жюри оценивает массовость, наличие атрибутов и оригинальность. Лучшие отряды награждаются грамотами, подарками и Звезденьками.
Футбольная Лига.
Форма: юмористический чемпионат лагеря по футболу
Цель: улучшить физическое состояние детей, создать хорошее настроение.
Краткое описание:
В этот день проводится юмористический чемпионат лагеря по футболу. В команду входят 5 мальчиков и 5 девочек, причем все они должны на поле играть какой либо образ: Масяня, Рената Литвинова, Путин, Кощей Бессмертный, Буратино и т.д. Жюри оценивает количество забитых мячей и соответствие своему образу. С первым отрядом играет отряд вожатых и воспитателей.
Три лучших отряда выходят В Лигу Чемпионов по футболу и получают Звезденьки.
Ребята, которые не участвуют, должны после матча взять интервью у участников и сделать газету. Вечером подводятся итоги и награждаются авторы лучшего интервью и лучшей газеты. Им также вручаются Звезденьки.
День пожирателей Рекламы
Предисловие
Итак, завтра в нашем Останкино открывается Большой Центр Развлечений, и каждый канал (отряд) устраивает какое – либо развлечение для других. Например, салон красоты, комната страха, цирк с животными, театр теней и т.д. А всем известно, что популярность того или иного заведения обеспечивает, прежде всего, хорошая пиар – компания или так называемая реклама. Сегодня и только сегодня Вы можете сделать эту самую рекламу.
Форма: развлекательный конкурс.
Цель: выявить и развить творческий потенциал детей
Задачи: создать у ребят хорошее настроение, развить фантазию и смекалку.
Краткое описание:
В течение всего дня ребята проводят пиар – компании: рисуют и раздают листовки; вешают плакаты, растяжки; кричат лозунги, речевки; придумывают мини – сценки про свои организации. Из независимых вожатых и воспитателей создается группа, которая в течение всего дня оценивает работу пиар – компании.
Центр Развлечений
Форма: тематический день.
Задачи: создать у ребят хорошее настроение, предоставить возможности для самореализации ребят.
Краткое описание:
Каждый отряд устраивает какое – либо развлечение, например:
• Тату салон;
• ЗАГС (бракосочетание, усыновление, развод);
• Театр теней;
• Цирк с животными (животных играют дети; фокусы, трюки);
• Комната страха/смеха;
• Салон красоты и т.д.
Перед входом в какое – либо заведение находится кассир, который продает билетики. Деньги идут в отрядную кассу. Дети, которые не задействованы в проведении развлечений, сами посещают их, но за вход платят уже из своего кармана.
Профессия – репортер
Форма: конкурс
Цель: повысить интеллектуальные способности детей.
Краткое описание:
Требуется 1 человек от каждого отряда, желательно четное количество участников.
Задания:
1. «Новости». Нужно заранее написать забавный текст, можно известную сказку сделать в духе новостей. Выступают по два участника. Их задача – поменяться смешными текстами, представить себя на месте ведущего новостей и прочитать текст с серьезным видом.
2. «Интервью». Участвуют сразу два участника. Загадывается профессия для первого участника и говорится залу. При этом второй участник не знает, какая профессия загадана, его задача угадать ее, задавая различные вопросы. Причем первый участник отвечать должен односложно: да, нет, наверно, бывает.
3. «Конкурс наоборот». Его проводит ведущий с каждым участником. Сначала рассказывается история: «Вы – репортер своего канала, прогуливайтесь по коридорам телестудии. Вдруг Вас затаскивает в студию коллега и просит подменить на шоу приглашенного специалиста (астронома, сантехника, зоолога). Ваша задача – отвечать на вопросы так, чтобы никто не догадался что Вы не тот, за кого себя выдаете. Не подведите свой канал.
4. «Словесная дуэль». Репортер, особенно лучший, должен уметь отстаивать свою точку зрения, приводить неоспоримые аргументы.
Участвуют по два человека. Ведущий дает утверждения, например, «В результате аномальных природных явления, в России вечное лето». Один участник доказывает положительные стороны аспекта, другой – отрицательные.
5. «Экспромт». Репортер должен быть готов к любым поворотам судьбы и всегда должен уметь выкручиваться из той или иной ситуации. В заключительном испытании каждый участник должен произнести речь на тему: «Почему именно я достоин звания лучшего репортера». В течение его речи будут появляться слова, которые показывают ему из зала. Его задача не прерывая речи (мысли) вставить туда предлагаемое слово. Например: «Я заслуживаю звание лучшего репортера (тут появляется слово «мясорубка»), потому что я буду как мясорубка перерабатывать все факты и выдавать только лучшую информацию.
Жюри оценивает всех участников и награждает лучших Звезденьками, подарками и грамотами. Остальные получают поощрительные призы.
Танцуют все!!!
(или «Звезды зажигают»)
Цель: выявить в отрядах детей, которые имеют танцевальные способности, а также обладают творческим потенциалом; + познавательная.
Задачи: раскрыть способности детей, пробудить интерес к танцевальному искусству, сплотить детей в отрядах, дать физическую нагрузку и возможность проявить фантазию.
Инвентарь: отгороженная по периметру широкая площадка внутри клуба или, если погода теплая, то на улице; проигрыватель, заготовленная музыка; номера для каждого из участников; часы, микрофон для жюри. Можно попросить приготовить кипяченую воду и стаканы, перед конкурсом предупредив детей, что до конца соревнований лучше не пить, а только полоскать рот.
Также необходимо наличие компетентных в танцевальном искусстве членов жюри и ведущего.
Детей можно разделить по возрастам на две части: Младшие (9-12 лет) и старшие. А для самых маленьких можно провести укороченный и упрощенный вариант программы.
Суть мероприятия:
Мероприятие представляет собой конкурс, в котором участвуют все желающие дети. Каждому участнику прикрепляется номер. Конкурс проходит в 5 этапов. Длительность всего мероприятия составляет 3 часа (в случае необходимости или требований администрации, можно сократить, укоротив длительность каждого этапа). Каждый этап длится 30 минут танца и 10 минут в конце каждого этапа – отдых. Участники находятся внутри отгороженной зоны, зрители – за ее пределами.
В течение первых 30 минут: дети просто двигаются под музыку.
Обязательным условием является постоянное движение в течение 30 минут танцевального времени. Если кто-то останавливается, то он выбывает из игры. Также участник выбывает из игры, если во время танцевальной части выходит из зоны.
Вторые 30 минут: дети разбиваются на группки по отрядам и танцуют уже вместе, всем отрядом повторяя те движения, которые им будет показывать выбранный ими человек.
Жюри также как и на предыдущем этапе вычеркивает из списка те номера, которые остановились во время «активной» части.
Третьи 30 минут: дети снова танцуют каждый отдельно, но если хотят, то могут объединиться в группы. На данном этапе задается направленность танцев. Звучит музыка танцев народов мира:
- цыганская;
- греческая (сертакки);
- русская народная;
- грузинская (лезгинка);
- народов востока (например, индийская);
- испанская;
- дикого Запада (кантри);
(ведущий громко объявляет музыка какой народности звучит)
Дети должны более или менее правильно показывать характерные для данных народностей движения. В более сложных случаях ведущий им помогает (например, Кантри – показывает несложные движения, которые дети могут за ним повторять).
После танцев народов мира звучит музыка наиболее типичных бальных танцев: танго, вальс, ча-ча-ча, самба (в случае затруднений у большого количества детей на помощь приходит ведущий).
Выбывают номера, которые останавливаются, а также те дети, которые не справляются с отражением характерных танцевальных движений народностей.
Четвертые 30 минут: дети встают в шахматном порядке, ведущий перед ними. Ведущий, по сути, проводит занятие по танцевальной аэробике, т.е. показывает элементарные танцевальные движения и связки, возможно включая движения народностей.
Те, у кого плохо получается, и кто не успевает реагировать, выходят из игры
Пятые 30 минут: Разучиваются 2-3 связки, которые дети потом стараются исполнить как можно точнее.
По результатам третьего часа подводятся итоги конкурса:
Жюри выделяет трех лучших танцоров, а также отряд, представителей которого осталось больше всего.
Победившие в конкурсе дети приносят в кассы своих отрядов определенные денежные суммы, которые им вручают соответственно за 1,2 и 3 места.
Примечание: Данный конкурс позволяет сплотить отряд, поскольку дети будут сами стараться не подвести команду, а команда в свою очередь будет контролировать своих участников. Дети смогут больше узнать о танцах различных народностей, а также получат неплохую физическую нагрузку. Вожатые (особенно старших отрядов) получат возможность узнать, на кого из детей они могут опереться в подготовке танцев.
Тех детей, которые не участвуют по каким либо причинам, можно попросить подготовить журналистский репортаж о данном конкурсе. Среди репортажей провести конкурс
Внимание!!! Вожатым отрядов необходимо проконсультироваться с врачом лагеря о том, какие дети допускаются до соревнования.
Мастер – класс
Форма: вожатский концерт
Цель: показать детям творческие способности вожатых.
Летопись
Форма: конкурс газет
Цель: выявление уровня сплоченности детского коллектива, развить воображение.
Краткое описание:
Отрядам дается задание вспомнить все самое яркое, смешное, оригинальное что у них случилось за смену и оформить это в виде хроники, комиксов, истории, сказок, газеты для всеобщего обозрения и устроить презентацию этой газеты в отрядном уголке. Часть отряда делает презентацию, а вторая часть ходит и оценивает другие отряды. Каждый отряд имеет только три голоса. В конце конкурса жюри подводит итоги и награждает лучших.
Большой Шоппинг
Форма: развлекательное мероприятие
Цель: предоставить возможность ребятам потратить личные заработанные Звезденьки, создать хорошее настроение.
Краткое описание:
Все личные Звезденьки, которые ребята зарабатывали они могут наконец – то потратить. На улице выставляются столы, вожатые переодеваются во всякие смешные костюмы и начинается шоппинг. Звезденьки можно потратить на:
• канц. товары (блокноты, ручки, фломастеры, краски, карандаши и т.д.);
• сладости (стакан сока, шоколад, чупа – чупсы, конфеты, фрукты);
• беспроигрышная лотерея;
• пирожки, булочки;
• игрушки;
• тир;
• караоке и т.д.
Вручение премий
Форма: концерт закрытия смены.
Цель: подвести итоги смены.
Краткое описание:
Дети показывают свои лучшие номера. Подводятся итоги смены, награждаются тv – каналы, набравшие по итогам всей смены наибольшее количество Звезденек. Каждому отряду вручается премия в виде широкой атласной ленты с надписью:
• «Рваный кед» (самый спортивный канал)
• «Широкая улыбка» (самый смешной канал)
• «Зажигательный ритм» (самый танцевальный канал) и т.д.
• «Лучший канал года» - получает тот канал, который набрал наибольшее количество Звезденек. Им вручают Золотую ленточку.
В этот же день проводится прощальный костер, вручаются грамоты, памятные подарки.
Назад